Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Специально оборудованные кабинеты для индалидов и лиц с ОВЗ в МБДОУ "Ясли-сад комбинированного типа №314 г.Донецка" отсутствуют.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Метеостанция дошкольного учреждения

В МБДОУ экологическое образование - одно из инновационных направлений, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на территории детского сада, чтобы дошкольники имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы). Так собственными силами педагогов и родителей была создана на территории ДОУ метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала:

• метеорологическая будка, в которой лежат: барометр (прибор для определения атмосферного давления); шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются); компас (прибор для определения сторон света); линейка (прибор для измерения уровня осадков); лупы (индивидуальные увеличительные приборы).

• зонт – осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии); ветряной рукав – рыба (прибор для определения направления ветра и его силы); солнечные часы; флюгер (прибор для определения направления ветра); термометр для почвы и воздуха; стенд с подсветкой, на котором изображены виды облаков.

Зимний сад 

Занятия в зимнем саду дают возможность дошкольникам познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом. 

Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.

Зимний сад имеет крайне благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. Это одно из самых любимых мест наших дошколят. Яркие, колоритные составляющие Зимнего сада способствуют более радостному восприятию жизни. Дети круглый год наслаждаются великолепием и благоуханием цветущих растений. Кроме этого наш Зимний сад способствует изучению природы различных континентов.

Кабинет ЛФК в детском саду играет огромную роль в развитии здоровья детей. Ведь в нашем современном мире все больше детей проводят время перед компьютером или телевизором, отказываясь от активной физической нагрузки. Регулярные занятия ЛФК помогают компенсировать этот недостаток двигательной активности и развивать физические навыки детей.Помимо физической составляющей, кабинет ЛФК способствует развитию координации движений, обучает ребенка правильным осанкам и способствует формированию здоровой психологии. Кроме того, занятия в кабинете ЛФК помогают детям укрепить иммунитет и оказывают профилактическое воздействие на ряд заболеваний.  Занятия по методике ЛФК помогут укрепить организм малыша, сформировать правильную осанку и развить координацию движений. Кроме того, это также возможность для эмоционального и социального развития ребенка в коллективе. Детский сад с кабинетом ЛФК — это забота о будущем вашего ребенка, его здоровье и гармоничное развитие, которое поможет ему стать успешным и счастливым человеком.

Кабинет ЛФК — это специально оборудованное помещение в детском саду, где проводятся занятия по систематическому и целенаправленному развитию детей. Здесь используются специальные упражнения, направленные на развитие физических, координационных и психомоторных навыков.

Занятия в кабинете ЛФК проводятся в форме игры и привлекают детей к активному участию. Для поддержания интереса и мотивации ребенка преподаватель использует разнообразные методики и техники. На занятиях уделяется внимание развитию всех групп мышц, а также координации и балансу.Важно отметить, что в процессе занятий в кабинете ЛФК преподаватель создает атмосферу доверия и позитива, что благоприятно влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка. Занятия становятся для него не только полезными, но и интересными, веселыми и запоминающимися.

Кабинет ЛФК в детском саду — это неотъемлемая часть системы образования и воспитания детей. Он предоставляет ребенку возможность объединить игру и физическую активность, развивая его физические и психомоторные навыки. Занятия в кабинете ЛФК помогают детям укрепить иммунитет, правильно формировать осанку и основные двигательные навыки.

Целью организации и работы арт-терапевтической мастерской было создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает и ныне действующим федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Оформление арт-терапевтической мастерской – это творческая работа, включающая подбор обоев, мебели, оборудования, пособий, игрушек, разнообразных художественных материалов в соответствии с направлениями работы педагога-психолога в ДОУ и проблемами в развитии детей, посещающих его.

Основная задача оформления – создание доверительной атмосферы, комфортной, безопасной, гармоничной среды, такой, чтобы каждый посетитель мог прийти сюда со своими проблемами, горестями и радостями и знать, что его здесь ждут, ему рады, его примут и ему помогут. Малыш должен  почувствовать, что здесь относятся к нему с нежностью, трепетом и любовью.

Условно все пространство мастерской поделено на пять функциональных зон, соответствующих основным направлениям работы. Их можно использовать в различных сочетаниях, в зависимости от характера и контекста психологической работы. 

Зона ожидания приема

В холле находится мягкий диванчик, зеленый ковер на полу, журнальный столик, - все это создает ощущение уюта и спокойствия. Ожидая приема, родители с детьми могут вместе поиграть в развивающие игры. Также посетители могут познакомиться со специальной литературой по проблемам психологического развития детей дошкольного возраста, изучить буклеты и информационный стенд с визитной карточкой кабинета и рекомендациями для родителей.

Зона консультативной работы

Также оборудована мягким диваном, что располагает к длительному доверительному общению с родителями воспитанников, создает ситуацию партнерства, психологического равенства.

Зона организационно-планирующей деятельности

Помогает эффективно организовать профессиональную деятельность. Оснащена письменным столом, оргтехникой (компьютером, принтером). Есть шкафы для методической  литературы,  нормативной документации, инструментария (стимульного материала к диагностическим методикам в работе с детьми, педагогами и родителями; играми и упражнениями для развития и коррекции познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер; бланками тестов,  анкетами и т.д.).  В «сейфовом» шкафу хранятся психологические карты развития на каждого ребенка. Собрана большая библиотека профессиональной литературы, периодических изданий.

Зона диагностики и коррекционной работы

Стимулирует психическую активность малышей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована настольной лампой, шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы.  В этой зоне нет отвлекающих внимание ярких цветовых акцентов, она оформлена в спокойных тонах, что способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона игровой терапии, релаксации и снятия психоэмоционального напряжения

Зона  игровой терапии способствует устранению возможного напряжения у ребенка при контакте с психологом, облегчает его самовыражение. Имеет яркое цветовое решение в стиле детского пространства.В кабинете предусмотрено место для песочной терапии. Песочница – круглый стол на колесиках, удобна для работы и мобильна в перемещении по кабинету.  Миниатюрные игрушки и предметы, их более тысячи, классифицированы. В песочнице есть хозяйка – Королева песочной страны. Она строго следит  за тем, чтобы, играя, гости не нарушали законы песочного королевства.У окна – уголок зимнего сада: великолепный кротон, красавица-монстера, гордая финиковая пальма, стройный фикус, экзотическое плодоносящее кофейное дерево привлекают внимание детей и взрослых, приносят успокоение. Здесь под развесистой пальмой спрятан волшебный сундучок с костюмами сказочных героев, в зарослях циперуса обитает  мудрый Дракон, а под монстерой живет большая терапевтическая игрушка - пес Дружок. Ему можно рассказать о своих горестях, обидах и страхах, крепко прижаться, обняв за шею, ведь он такой мягкий и добрый, он все поймет.Для снятия психоэмоционального напряжения также используются большая и малая емкости с фасолью, разноцветными пробками и спрятанными в них сюрпризами. 

Возможности, полученные в результате создания арт-терапевтической мастерской, способствует более успешному решению воспитательных задач, помогает проводить работу с семьями воспитанников, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.  

Наличие оборудованных библиотек

В МБДОУ имеется библиотека методической и художественной литературы, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Для осуществления воспитательно - образовательного процесса имеется программно-методический комплект: программы,учебно-методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, учебно-наглядные пособия (демонстрационные и раздаточные материалы, диагностические материалы, комплекты развивающих игр). Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: «С чего начинается родина»; «Донбасс, мой край родной»; «Весёлая палитра»; «В нашем детском садике»; «Охрана труда»; «Уголок по ГО и ЧС», «Пожарная безопасность», «Советы Айболита»,  которые несут информационную функцию.

В нашем МБДОУ, с целью повышения статуса профессии «педагог» в холле имеется «Аллея славы. Под рубрикой: «Сеятели разумного, доброго, вечного…» размещены фотографии выдающихся педагогов прошлых лет.  Имеется доска почёта с фотографиями педагогов, которые отличились в воспитательной и образовательной работе. Анализируя методическое оснащение педагогического процесса, следует отметить, что наглядные пособия (картин большого формата), методическую литературу для проведения образовательной деятельности необходимо пополнять. В достаточном количестве методических пособий, литературы в электронном варианте.

Наличие оборудованных объектов спорта

В дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является охрана, укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, привитие к здоровому образу жизни.  Для реализации данной проблемы в учреждении созданы соответствующие условия: оборудован спортивный зал, тренажёрный зал, игровые участки. В каждой возрастной группе размещён спортивный уголок с целью  повышения двигательной активности детей и проведения с детьми лечебно-оздоровительных профилактических мероприятий. В Программе развития МДОУ «Остров здоровья и счастливого детства предусмотрена работа по данному направлению в целях, задачах, основных проектах. На учебный год для каждой возрастной группы составлено расписание ООД по двигательной деятельности.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

 Выявление и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста – основная цель работы учителя-логопеда, организующего свою деятельность в условиях группы комбинированной направленности. Поэтому в ДОУ созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими речевые нарушения – оборудованы и оснащѐны два логопедических кабинета.

Функции кабинета:

  1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
  2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
  3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
  4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Логопедические кабинеты оснащен наглядно – методическим материалом, мебелью. По оснащению и применению кабинеты разделѐны на центры: В центре индивидуальной работы расположен логопедический стол для проведения занятий по коррекции произношения. Учебный центр оснащѐн детскими столами и стульями и предназначен для проведения подгрупповых занятий с детьми по автоматизации скорректированных звуков, развития лексикограмматического строя речи, фонематического восприятия.Логопедический кабинет оснащѐн дидактическими играми и пособиями, необходимыми для сенсорного развития и мелкой моторики , материалы по развитию речи и познавательной деятельности детей, посещающих логопедические занятия в условиях группы комбинированной направленности. В рабочей зоне учителя-логопеда находится ноутбук, папки - накопители с текущей документацией, учебная и методическая литература.

Психологический  кабинет   в  МДОУ   базируется  на соответствующем  современным  требованиям  методическом  и  организационном обеспечении,  а  также  подкрепляется  необходимым  техническим  оснащением  и оборудованием.

В  организации  развивающей  среды  кабинета  реализуются  инновационные технологии:  учитывает  все,  что  необходимо  для  оказания  своевременной квалифицированной  психологической,  консультативно-методической  и психокоррекционной  помощи  воспитанникам,  их  родителям  и  педагогам  по вопросам развития, обучения  и  воспитания, а  также  социально-психологической реабилитации и адаптации.

Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический;  диагностический и коррекционно-развивающий.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie